Главная » Статьи » Статьи о Тихановичах » Тихановичи. Персоналии

Трактат о Плисе. часть4

Трактат о Плисе.

Часть 4я.

XVIII век (1700-1800).

Династии

Глава Первая.

Метрические книги

Без метрических книг в расследовании своего рода, в установлении своих предков, конечно не обойтись.

Метрическая книга - это реестр, книга для официальной записи актов гражданского состояния (рождений, браков и смертей) в России в период с начала XVIII века (православные метрические книги — не ранее 1722 года) по 1918 год.

Но, т.к. территории Беларуси и в т.ч. Смолевичи с ее окрестностями, входили почти до самого конца ХVIII века в состав Речи Посполитой, то фактически в некоторых приходах книги велись с 1710 года.

Мне посчастливилось ознакомится с книгами Смолевической церкви, первая запись в которых о рождении (крещении) датируется 24.02.1724, бракосочетание - с 19.10.1735, а первые записи об умерших - с 22.02.1764. Все они были по 1798

            Напомню, что территория Смолевичей отошли к России после 2го раздела Речи Посполитой 23 января 1793 года, и все записи в книгах до этого времени, естественно, велись на польском языке, но что удивительно, на польском они шли аж до 1835, когда земли Беларуси уж больше 40 лет как находились в составе Российской Империи. Забегая вперед, скажу, что как раз с 1835, когда церкви из униатских стали переводить в православные, в метрике, наконец, появился порядок, да и вестись они стали на русском языке, что значительно облегчило их прочтение.

Православные метрические книги рассчитывались на год и каждая состояла из трёх частей (отсюда её второе, менее распространённое наименование — троечастная книга).

«О родившихся». Помимо порядкового номера в 1й части указывались дата рождения и крещения, пол новорождённого и данное ему имя. Место жительства, сословная принадлежность, если это крепостной, то владельческая принадлежность (например, какому помещику принадлежали), вероисповедание, ФИО отца и матери (или указывалось на незаконность рождения). Записывались крёстные родители (восприемники), их местожительство. Указывалось, кто из служителей церкви крестил ребёнка и где этот обряд происходил — в доме прихожанина или в церкви.

«О бракосочетавшихся». Во 2й части метрической книги также приводился порядковый номер и дата бракосочетания. Записывались Ф.И.О., место жительства, сословная и владельческая принадлежность, вероисповедание жениха и невесты, их возраст; для каждого супруга отмечалось, каким браком он венчался (первым, вторым, третьим и т. д.). В отдельную графу записывались свидетели (поручители), их местожительство, сословная и владельческая принадлежность. По желанию, свидетели могли сделать свою отметку в метрической книге. Указывалось, кто из служителей церкви венчал этот брак.

«О умерших». Оригинальный раздел третьей части содержит номер, дату смерти и дату погребения, сведения о месте жительства умершего, его сословном и владельческом положении, ФИО, возрасте и причине смерти, месте захоронения (для несовершеннолетнего — имя, возраст, а также сведения о месте жительства, сословном и владельческом положении, ФИО отца). Здесь указывалось, кто из служителей церкви совершал погребение, и священник, исповедавший и приобщивший умершего накануне смерти.

По каждой части приводились итоги за тот или иной месяц и за год в целом. В зависимости от времени создания метрической книги, особенно в "польский" период, некоторые сведения, приведённые выше, могут в ней отсутствовать.

Метрические книги велись уполномоченными духовными лицами в двух экземплярах: один оставался на хранении в церкви (как правило — подлинный), второй (иногда в виде копии, заверенной церковным причтом) отсылался в архив консистории (учреждение с церковно-административными и судебными функциями, которая подчинялась епархиальному архиерею).

После принятия 16 сентября 1918 года «Кодекса законов об актах гражданского состояния…», метрические книги были отменены и их заменили на актовые (или реестровые) книги в местных органах ЗАГСа.

Метрические книги XVIII века униатских церквей отличались неполнотой перечисленных выше сведений. Даже скажу больше – практически их отсутствием.

Во-первых, т.к. мне досталась копия записей «о родившихся», которая охватывала одним реестром период с 1724 по 1798. Она была написана, возможно, сразу в 1799, и хоть и на польском языке, но вполне читабельном. Оригиналы же о крещении в Смолевической церкви, которые я встречал, шли только с 1771, и вот там можно было глаза сломать, разбирая записи и почерки тех лет.

Пример из оригинала метрической книги 1776

Возможно, писарь, который переписывал оригиналы, еще тогда, 200 лет назад, тоже не мог прочесть их часть и писал лишь то, что смог распознать, этим может объясняться, что порой у родителей отсутствовали фамилии, например, скажем , такого-то числа крестили Феодора, родители Ясько и Прося. А кто они и откуда не указано. При этом фамилии крестных были. И если отсутствие фамилий хоть редко, но встречалось, то отсутствие места рождения тех, кого крестили в начале рукописи было постоянным, вплоть до 1748, когда, кстати, впервые упоминается и Плиса, и опознать, кто откуда в эти 25 лет, можно было лишь позже, когда в более поздних записях они уже фигурировали с указанным местом жительства.

Вот самая первая запись в книге о крещении, датируется 24.02.1724 и гласит о том, что крестили дитё именем Катерина, родителя Миколая Дубовика и жены его Марианы. Отец крестный Петр Самович, мать крестная Елена Дубовик.

Откуда все эти люди приходится только догадываться, хотя, что касаемо именно этих, то позже выяснится, что Петр Самович - это священник Смолевичской церкви, а все остальные из одноименной деревни. В последствии выяснять место жительства других было сложнее.

Кстати, Мариана (Маруна, Матруна, Матрона), а более позднее (почти через 100 лет уже в 1820х) Мария - наиболее частое женское имя того времени, наряду с Агафья (Агата, Агапа), Пелагея (Палуша, Полония), Настасья (Наста) и Параскавея (Прося, Пракседа). А вот Ольга не попадалась ни разу за сотню лет, что довольно странно

Во-вторых, непонятно, почему так мало было записей о рождении в то время? Следующая запись датируется только через полгода(!) - 23 июля 1724

дитё именем Феофила, от родителей Грегория Потопович и жены его Анастасии. Отец крестный Иосиф(Йозеф) Ранвид

А 3я запись уже только в 1725(!). Если же проводить динамику записей первых 25 лет, то их всего было 36. А именно:

1724 и 1725 по 2 записи

1726 – 5 (в т.ч. 24.11 впервые упоминается Смолевичи)

1727 – 3, 1728 – 6, 1729 – 6 (упоминается Заболотье, Уборки)

1730 – 1, 1731 – 2

1734,36,39,41,43,45,46,48 и 50 - по 1

И это за 25-то лет! Как видно, в основном, происходит по 1-2 записи в год и за 10 лет вообще ни одной. Что во всей округе Смолевичей рождалось лишь по 1 ребенку в год?! Навряд ли.

Это наводит на мысль, что либо роль церкви того времени была не столь велика, и в ней крестили далеко не всех новорожденных или же все-таки часть записей была утеряна. Подтверждением этому может служить тот факт, что после 1750 рукопись опять возвращается к 1732 и начинается опять по новой. Т.е. как бы нашли или «расшифровали» еще записи и добавили к уже существующему списку.

Здесь хочется отметить , что в первой части (1725-50), в записях только к 1730 году вместо «дитя», стали указывать кто именно родился - дочь или сын. Ранее, с некоторыми именами это было совершенно непонятно. Т.к. запись велась у мальчиков в родительном падеже – на имя Павла, Петра, Лукьяна и т.д., то у девочек в именительном – Катерина, Настасья, Мариана.

И когда писали дитё на имя Феодора, Феофила, Захария, Зиновия, Александра, Феодосия, Юстина и т.д. – то пол ребенка определить было невозможно, т.к. такими именами называли как мальчиков, так и девочек.

Но в возобновившейся записи с 1732, вместо пола ребёнка, везде опять стали писать «дитё» вплоть до 1755.

Посмотрим динамику записей:

1732 – 3, 1733 – 4

А вот в 1734 уже 14!

В этом же году с января и почти до 1746 после даты крещения стали писать porusku, т.е. "по-русски". И, т.к., только в 1745 Православная церковь в Смолевичах окончательно перешла в унию, приписка «по-русски» скорее всего указывала на старое православное "русское" крещение в окружающем ее новом униатском мире

А вот виден и сам момент перехода в унию - в июле 1745, крестят еще "porusku", а в сентябре уже написано "S.U." В последнем православном крещении участвовал и шляхтич Йозеф Циханович, о котором расскажу чуть позже.

Примерно в это же время, наконец, стали указывать (хоть и не постоянно) место рождения крещенных, хотя если быть точным, то почему-то периодически назывались только Слободка Шипянская и Смолевичи, да и то крайне редко.

1735 - 20 записей.

Можно было подумать, что вот, наконец, начинает складываться реальная картина о рождениях, но нет - последующее десятилетие так же не принесло никакой информации ни о моих предках Тихановичах, ни и о жителях Плисы в целом, т.к. до сих пор не попадалось ни упоминание самой Плисы, ни даже плисских фамилий, о которых я расскажу ниже.

1736 - 3, 1737,38 – по 2, 1739,41 – по 1, 1740 – 3, 1744 - 8, 

1745 - 6, 1746 - 7, 1747 – 9, 1748 - 16, 1749 - 11 и 1750 - 6

В 1747 я, наконец-то, наткнулся на ту фамилию, что так долго искал - Цеханович

17 декабря 1747 кристили Барбару, родители пан Йозеф Цеханович и Мариана Федорович Войск Пинских(?!)

Крестные пан Йозеф Костровский, панна София Ранвид

2е крестные пане Петр Пуцято и пана Роза Шишчанко

3е крестные пан Казимир Ранвид и панна Анна Шишчанко

И родители и крестные – Цеханович, Федорович, Костровский, Ранвид и Пуцято – это все из родов шляхичей, имеющих свои гербы.

Через год еще одна запись:

9 марта 1749 Катерина-Констанцияродители вельможа пан Йозеф Цеханович и Мариана Федорович Войск Пинских(?!) Крестные пан Михаил Петрашевич и пана Роза Шишчанко

Не могу сказать, является ли этот Йозеф Цеханович моим предком, скорее всего нет, ибо далее как отрезало. Несмотря на увеличение числа записей о рождении, бракосочетаний и смерти, ни где больше Це(и)хановичи (Тихановичи) не упоминались почти 20 лет, вплоть до 1771, где мой родной дед в 6м колене Фёдор Циханович был записан свидетелем при бракосочетании. 

Ну, а спустя 6 лет женился и сам Фёдор. Избранницей его стала Евгения Филимоновна Черепок, представительница еще одной плисской династии

Забегая вперед, скажу, что Фёдор родился примерно в 1755 и мог быть потомком того Йосифа, но позже я узнал, что Фёдор был сыном Аношки, т.е. Анисия. Конечно, можно, предположить, что Анисий, обосновавшийся в Плисе – это обедневший брат пана шляхича Йозефа, но никаких упоминаний о том, что плисские Цихановичи из шляхты я не нашел. А было это за долго до того, как российские власти начали делить шляхту на дворян, мещан и крестьян.

В 1748, наконец, в метрике стали указывать место рождения и впервые упоминается Плиса!

1748 6.03 крестили Евдокию, родители Лашук Григорий и Аннаиз Плисы. Крестные Силич Михаил и Рудник Катерина Ивановна.

Символично, что первыми упомянутыми из Плисы фамилиями, были Силич и Лашук - именно эти фамилии далее наиболее всего фигурировали в метрике от Плисы. Что касается Рудник, то больше я такую фамилию не встречал, но несколько раз попадалась фамилия Рудак из Плисы.

В эти же года стала проявляться и сословная принадлежность, правда в основном у жителей Смолевич, у которых указывали обыватель он, из шляхты или из мещан.

В общем, к 1750-60м годам, ситуация с рожденными-крещенными более-менее стала похожа на действительную, в среднем 20 записей в год, а в 1755 был абсолютный рекорд для того времени – аж 51 запись!

Как я писал выше, к середине XVIII, стали указывать место жительство, и я стал отслеживать все фамилии из Плисы, а вот те, кто был родителем или крестным с самого начала метрики в 1725-50, но у которых, не было указано место жительства:

Артишевский 1735 Григорий, Анна, Силивестр, Фрузина, Адам

Бобровский 1725 Михаил, Мариана (с Дубовиков), Елена, Казимир

Ботосович Григорий,Анастасия, Йозеф, Доминика, Феофил

Бруханский Атрахим, Мелания, Настасья

Булавская Анастасия

Бурый Андрей, Евдокия, Татьяна

Волосевич Петр

Гецман (Гоцман) 1728 Ян

Гурецкий Героним

Дубовик 1724 Николай, Мариана, Елена, Ян, Селивестр, Канстанция, Федор,

Жуковский Григорий (1746), Филипп

Канюшик Ева

Кашалевич Александр

Коваль 1726 Ясько, Евдокия

Кулинкович Тимофей

Лапшицкий 1726 Карней, Параскавея, Михаил, Ян, Феодора

Липницкий 1726 Ян, Катерина

Лисовский Томаш

Лущик 1726 Андрей, Луцея, Максим

Люторович 1726 Прохор, Кристина, Петр

Мидкович 1725 Якуб, Евдокия

Микулич 1725 Самуил, Феодора, Ян, Елисей

Михейчик Петр, Евдокия (Заболотье)

Небышинец Роман (1735), Ян, Кристина

Околович Йозеф, Мария

Павлович 1726 Ян

Павловский Франциск, Агата

Папкович Карп, Настасья

Пилюга Ян, Барбара

Потопович 1724 Григорий, Анастасия, Петрунела, Анна, Йозеф, Элеанора, Фрузина, Доминика, Антоний, Стефан

Ранвид 1724 Йозеф, София

Розум Веремей, Мария

Розумович Еремей, Мария, Петр

Русевич 1726 Казимир, Евдокия

Савицкий Афанасий

Самович 1724 Петр,Моисей, Ульяна, Анна, Агата, Савелий, Ксения

Скуратович Филипп, якуб

Стародуб Филип, Фрузина

Ходасевич Миколай

Шапко Стефан, Мария

Шишко 1726 Якоб, Александр, Роза

Ярмолович Зиновий, Евдокия

Позже удалось выяснить, кто откуда почти всех из этого списка, как и то, что отношение к Плисе, как к месту рождения и проживания из них никто не имел, кроме Кашалевичей и разве, что Липницких, по крайней мере до начала XIX века, когда началось освоение новых деревень, урочищ и застенок, и пошла волна миграции крестьян по всему району.

ФАМИЛИИ ПЛИСЫ

А вот список фамилий жителей Плисы, с датой о первом упоминании.

Я их разделил на четыре категории:

  1. Плисские фамилии, встречающиеся на протяжении всех исследуемых 94х лет ( 1748-1842), т.е. коренное население Плисы
  2. Фамилии переселенцев, которые со времен обосновались в Плисе, с указанием когда появились первые записи о них в метрических книгах
  3. Фамилии переселенцев или аборигенов Плисы, с указанием откуда они появились, и которые со временем выбыли из нее, и последняя дата их появления была обозначена до 1830, т.е. в 1842 было 12 лет тишины по всем 3м направлениям (крещение, брак, умершие), но в дальнейшем возможно, они и появятся в Плисе снова
  4. Фамилии, которые указывались, что они из Плисы, единоразово. Многие из них даже не удалось толком и прочитать, и они несут условный характер. А ряд фамилий, о которых за 100 лет всего 1 запись с пропиской в Плисе, думаю, указаны по ошибке. Фамилии из этой категории, появившиеся в метрике после 1830х, возможно осядут в Плисе, так же как и те, которые появятся в ней после 1842, но об этом я расскажу в следующей части, охватывающей период с 1843 по 1897

Итак:

1. КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ ПЛИСЫ

1748 Лашук

1748 Силич

1753 Василёнок

1753 Черепок

1753 Ивончик

1754 Лапутько

1750 Гнёт, они же Гнетковский(ая) до 1755

1755 Кашалевич, они же Кашель, Кошель с 1790

1756 Кресик, они же Крес с 1773

1757 Цвилик

1759 Лаврецкий(ая)

1761 Глебкович

1761 Реуцкий(ая), Равуцкий

1764 Шатило

1766 Каврига

1771 Циханович, Цеханович , Тиханович

1775 Гарловский(ая)

1776 Ладцкий(ая)

1781 Суходольский(ая)

Мне удалось отследить, практически все ветви, которые так или иначе сплелись между собой и позднее я постараюсь выложить всё что удалось «раскопать».

Надо заметить, что почти все эти фамилии уникальны и были связаны исключительно с Плисой того времени. Я изучал метрические книги 3х церквей – Смолевичской, Упиревической и Жодинской, охватывающие практически весь нынешний Смолевичский район, и могу с уверенностью сказать, что исключения составляют лишь Кашалевичи, клан которых был параллельно с Плисой и в Подыгрушье, Цвилик в Смолевичах, Лаврецкие в Жодине. Скорее всего, они именно оттуда попали в Плису, но вот остальные, если и расселились со временем по Смолевиччине, то все исходили из Плисы.

2. ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ в Плису

1790 Булавский(ая) из Смолевич 1771

1793 Михейчик из Заболотья

1795 Розум из Смолевич 1728

1801 Ляшкевич, Лашкевич откуда неизвестно

1804 Самович из Осово

1804 Папкович из Николаевичей

1805 Канюшик из Заболотья

1809 Микулич из Смолевич

1810 Кирильчик из Смолевич

1811 Олишевский(ая) -шляхта. Откуда неизвестно. возможно из Королев Стана

1811 Бородич из Жодина

1822 Савицкий(ая) из Смолевич

1824 Евменчик из Заболотья

1826 Жилко из Жодина

1830 Ворса из Черного Леса

1831 Люторович из Лютки

1835 Ероховец неизвестно

1836 Вершок из Жодина

3. Переселенцы и эмигранты Плисы

1735 - 1777 Русевский(ая), Русевич из Смолевич

1748 - 1761 Аникевич из Смолевич

1748 - 1790 Липницкий(ая) из Смолевич 1726

1763 - 1773 Мархель переведен в з.Трубичино

1771 - 1816 Небышинец из Смолевич

1771 - 1782 Каминский(ая) из Смолевич

1755 - 1790 Новицкий(ая) из Смолевич

1748 - 1790 Рудник, Рудак Плиса

1775 - 1830 Почтарик Плиса

1778 - 1830 Агапончик, Гапончик из Смолевич

1781 - 1811 Тумар из Студенки

1782 - 1805 Гончарик Плиса

1791 - 1798 Михалёнок Слобода Озерицкая

1791 - 1802 Разумовский(ая) из Смолевич

1779 - 1800 Ринкевич? из Смолевич

1783 - 1792 Слосаренок из Упиревичей

1793 - 1797 Комар из Верхменя

1793 - 1825 Маринчик Плиса

1795 - 1804 Дубовицкий(ая) из Дубовиков

1798 - 1807 Яцкевич из Смолевич

1802 - 1821 Кулинкович

1821 - 1830 Барсук из Жодина

4. Редкие фамилии Плисы

1755 Дунчик

1760 Давидович

1763 Пушкарь

1766 Кисник?

1778 Демидович

1778 Опошко?

1779 Пашкевич

1788 Санкевич

1790 Козач?

1790 Дзяцькевич из Смолевич

1791 Забловский(ая)?

1791 Коптик из Жодина

1791 Шекевич?

1792 Нагайчик

1794 Диланевский(ая)?

1795 Нецик??

1798 Туронок?

1799 Конюх -возможно, вариант написания фамилии Канюшик

1800 Данеко?

1801 Пастух

1803 Лепшицкий(ая) из Смолевич

1808 Озерко?

1811 Лукаш?

1812 Гракович, Грак из Смолевич

1812 Мазанник из Подыгрушье

1817 Красинский из Смолевичей

1821 Бруханский(ая) из Смолевичей

1821 Дымковец Из Упиревичей

1822 Симончик из Жодина

1825 Пашукевич

1829 Бутор из Николаевичей

1832 Козловский(ая), Козёл из Жодина и Смолевич

1836 Орех

1836 Глинский(ая)

1836 Пристром  из Смолевич

1837 Батура из Смолевич

1837 Хмара из Смолевич

1841 Будькалович из Жодина

1842 Прашко

Лишь в 1822 году церковно-приходскую «бухгалтерию» стали приводить в порядок. Учредили чёткую форму фиксации крещения:

Такого то числа был крещен(а) сын (или дочь) Именем таким-то . Родители - имена и фамилия отца и матери, проживающие в такой-то деревне (местечке, застенке, урочище). При крещении получил(а) такое-то имя

Кумы (крестные) такие-то, проживающие там-то.

Крестил тот-то

И хоть записи всё еще велись на польском, но разбирать их стало гараздо легче.

Где-то читал, что за неисполнение установленной формы написания, церковнослужителей наказывали штрафом.

Но, вернемся к метрике, и ко второму ее разделу «бракосочетавшихся», который начитается с 19.10.1735. Как и в разделе «КРЕЩЕНИЕ»(Рождение), первоначальная информация была весьма скупа.

Первая запись 1735, вторая 1737, и у обоих отметка «porusku», а третья аж за 1746(!), когда церковь уже приняла унию. Кто откуда - указывали изредка, только к 1755 ситуация изменилась и место жительства жениха и невесты стали отображать в записях. Но и здесь выясняется множество неточностей, когда и жениха и невесту записывали с одного места, а на самом деле они были с разных.

Только через 20 лет в 1798, когда новоиспеченные российские власти попытались навести порядок в метрике, там стали писать возраст молодых и их отчество, а в Упиревической и Жодинской церквях в этот год записи велись даже на русском. Но уже с 1799 всё опять на польском и вернулись к скудной форме информации – лишь имя и фамилия молодоженов и в лучшем(!) случае, откуда они. К сожалению не нашел метрики по бракам за 1828-33

В 1834 записи ведутся еще на польском, но с 1835 уже на русском. А в 1839, вместо греко-униацкой церкви в Смолевичах стал православный приход.

В 1842 произошла очередная церковная реформа по ведению метрических книг и для исследователей своих предков, стало намного легче – в метрике по бракам стали писать не только ФИО молодоженов, откуда они, их возраст и имя отчество родителей (в основном отцов), но и ФИО свидетелей - что заметно позволило заполнить пустоты в отдельных ветвях. И хотя указанный возраст был довольно условный, а не точный, это заметно облегчило поиски.

Справедливости ради замечу, что полные ФИО стали указывать и у родителей и восприемников при крещении, а также ФИО родителей умерших детей.

Ну и 3й, последний раздел метрических книг «О УМЕРШИХ» достался мне только с 12.02 1764

Как и предыдущие 2 раздела, 3й был сделан одним реестром по 1798, и в начале, с той же весьма скудной информацией – лишь имя и фамилия умершего и откуда он. Т.е. умершим мог быть и как младенец, так и глубокий старик.

Лишь 7.11 1789 впервые указан возраст умершего, а где-то с мая 1790 это стало на постоянной основе. Но в том же 1790 у некоторых погребенных в записях пропали фамилии, а у некоторых даже и имя

С ноября 1826 стала новая форма учета с подсчетом пола умершего и общего их числа, а с начала 1827 стали указывать и причину смерти, но на время у умерших детей перестали указывать отца (чей ребенок), опять усложнив их идентификацию.

Несмотря на то, что в записи о смерти стал указываться возраст умершего и казалось бы, что теперь можно высчитать и его год рождения, но как позже выяснилось, указанный возраст в отношении людей старше 50 лет редко соответствовал действительности и отличался от реального на несколько лет.

Еще относительнее указанная причина смерти. Обычно никакого медицинского освидетельствования в те годы не проводилось, поэтому большинство причин смерти указано примерно так: «от кашля», «от горячки», «от желудка», «от грудной болезни» ти д. Впрочем, иногда указывается, что смерть произошла «от водянки» или «от чахотки». У младенцев до года и людей преклонного возраста разнообразия причин смерти нет вообще: младенцы умирают «от младенческой» или «от слабости», пожилые люди – «от старости». Но больше всех записей любого возраста -  от неизвестно какой болезни

Таким образом, даже при хорошей сохранности метрических книг проследить причины смерти и сделать выводы о наследственных болезнях рода вряд ли возможно.

Надо заметить, что детская смертность в то время была просто ужасна!

за 1827 из 87 умерших было 60(!) детей до 10 лет, а из них 41 до года

за 1828 (по 31 октября) 85 умерших - из них 60 детей до 10 лет, а из них 21 до года

С ноября 1828 по ноябрь 1834 записи о умерших я не нашел, но в 1834 стали вести учет по полу умерших сколько мужского и женского еще на польском (но с 1835 уже на русском), благодаря чему можно провести некоторую статистику.

Я взял период в 10 лет с 1835 по 1844 и вот что получилось:

 год    род    м    ж    -    ум    м    ж    д
1834    ?    ?    ?    -    89    47    42    ?
1835    77    39    38    -    105    55    50    46
1836    69    35    34    -    97    57    40    49
1837    108    49    59    -    80    41    39    41
1838    107    56    51    -    71    45    26    45
1839    105    52    53    -    70    42    28    43
1840    117    56    61    -    81    37    44    43
1841    102    51    51    -    84    37    47    50
1842    116    53    63    -    68    33    35    32
1843    122    67    55    -    78    31    47    40
1844    121    64    57    -    74    39    35    32
за 10лет    1044    522    522    -    808    417    391    421

Здесь видно, что за 10 лет в округе Смолевичей родилось мальчиков и девочек абсолютно поровну – по 522. Также мы видим ежегодный прирост населения с конца 1830х годов, но вот то, что уз количества умерших, чуть больше половины детей до 10 лет, это конечно поражает.

 

В заключении этой темы назову причины смерти, которые мне встречались

В заключении назову причины смерти, которые мне встречались за этот период:

choroba niewiadomo jakicy или от неизвестно какой болезни - наиболее распространенная запись, особенно при смерти младенцев
от старости – под этой формулировкой подразумевалась смерть спокойная, а "от дряхлости" - от изношенности организма, видной невооружённым взглядом священником. Возраст при этом на втором плане.
от горячки - симптом многих заболеваний в т.ч грипп, тиф и др.
ospy– от оспы.
zolydka, от желудка, от живота - Отравление, возможно язва или гастрит
wrzódu, взроду - от язвы
от конвульсий
от полога (poród) – от неудачных родов
z odry - от кори
от болезни грудей
от сухот , от сухоты (сухотки) - болезни, проявляющие себя в том числе в истощении организма, чаще всего следствие туберкулеза.
от пухлины
от водной пухлины (опухла видимо, болезнь почек)
от чирей
от антоновой болезни - любая гангрена, спровоцированная не только отравлением спорыньей.
от кашля - острый бронхит или коклюш
от чахотки - всякая изнурительная болезнь, от которой чахнут, т.е. теряют силы, худеют на глазах, обычно болезнь лёгких, часто с туберкулёз или воспаление лёгких.
от водянки - асцит, (скопление жидкости), это сопутствующее заболевание почечной болезни или печени, связанное с отёками (печени, почек, сердца и др.)

Ну и было несколько случаев насильственной смерти или несчастного случая, таких как
убит в лесу деревом , замерз и застрелен.

 

продолжение следует....

 

 

Также читайте:

Часть 1я. От Древней Руси до ВКЛ.

Часть 2я. Плиса в составе Российской Империи. Война 1812. 1я Мировая.

Часть 3я. Плиса в советское время. Война 1941-1945. 

Часть 4я. Плиса нынешняя. Династии

За время работы над этой статьёй я пересмотрел множество оригинальных карт 1500-1950 гг., а так же оригиналы книг по истории Беларуси, ВКЛ, Российской империи и БССР. Если они кому-то так же интересны, их можно скачать здесь .

Так же предлагаю список интересных ссылок по генеалогии, истории Беларуси и России, 

Категория: Тихановичи. Персоналии | Добавил: pbp217 (2016-07-04)
Просмотров: 1398 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
avatar
1 alinashashok • 4:52 PM, 2023-11-28
Борис Петрович, напишите мне. У меня для вас есть дополняющая дерево информация
avatar