Главная » Статьи » Статьи о Пузанкевичах » Из истории Судобовки и Жодино |
11.11.2021 Тайна деревни Поджодино. 1811 год. Я уже писал статью про Судобовку и Поджодино 2,5 года назад, где рассказывал о состоянии этих деревень и о фамилиях их жителей согласно ревизии, проведённой в августе 1811 года. Напомню, что после второго раздела Речи Посполитой в 1793 г. вся восточная территория нынешней Минской области была присоединена к Российской Империи. Новые власти сохранили большинство имений в руках предыдущих владельцев. Почти сразу после присоединения, в Минской губернии в 1795 была проведена ревизия (подушная перепись налогового населения) В Борисовский уезд вошла основная территория имения Смолевичей, принадлежащая малолетнему Доминику Радзивиллу, последнему представителю несвижской ветви Радзивиллов по мужской линии, который сам находился в Галиции, а землями управлял его опекун Михаил Иероним Радзивилл. В составе поместья входили в том числе местечко Смолевичи (68 христианских и 7 еврейских дворов, 737 жителей) с униатской церковью Св. Николая и местечко Жодин (54 двора, 374 жителей) с униатской церковью Св. Петра и Павла и почтовой станцией. По реке Плисе поместье Смолевичи граничило с поместьем Гливин, к которому относились в том числе деревни Судобовка (35, 286) и Поджодино (14, 118) на правом берегу Плисы. Ранее гливинское поместье принадлежало ордену иезуитов, а после его расторжения в 1773 г. было в 1790 году «приобретено покупкою» надворным советником Стефаном Михайловичем Свидой. (Jan Stefan Swida-Polny) (ноя 1745-1814)
герб Свидов Надворный советник — это гражданский чин 7-го класса в Табели о рангах в Российской империи. Данный чин соответствовал воинским чинам подполковника в армии, войскового старшины у казаков и капитана II ранга. Официальное обращение: «Ваше высокоблагородие». Знаками различия данного чина являлись петлицы, или погончики с тремя звёздами. Несмотря на то, что в интернете практически нет информации о династии Свидов, (хотя этот шляхетский дворянский род был один из влиятельных на речепосполитских землях), мне всё же удалось найти и ознакомиться с их родословной, которая исходит от Яна Свиды из польского города Шамотулы (1630-16 май 1674) Интересно, что само имя Свида связано с язычеством. Так называли лесной дух, который был помощник Святобора - опасного божества, стерегущего подвластное ему царство — лесные пущи. Совсем, не факт, что фамилия Свида образована он имени лесного духа, но версия интересная. Стефан Свида был убежденным, потомственным кальвинистом, но в обоих доставшихся ему имениях в Гливине и Упиревичах, стояли униатские церкви, которые признавали основные догматы католической церкви при сохранении православных обрядов. И переводить крестьян в свою веру он не стал. Кстати, я долгое время не понимал, почему жители Судобовки и Поджодино были прихожанами именно упиревической церкви, а не соседней жодинской. Разгадка же оказалась довольно проста – ведь обе деревни относились к поместью в Гливине, а ближайшая церковь этого поместья была как раз в Упиревичах. Жодинская же церковь была частью радзивилловского поместья в Смолевичах.
Так вот. Мне удалось ознакомиться с уникальным документом, 200-летней давности, а именно 1811 года, времён 6й ревизии Российской Империи. В то время переписывали только мужское население от стариков до мальчиков-младенцев. Причём перепись велась на основании записей 1795 года, и в нее не были включены, помимо женщин, и все рожденные и умершие за эти 16 лет дети. Таким образом, благодаря этому документу, можно составить картину о том, кто стоял у истоков Поджодино и стал прародителем нынешних династий Итак, что мы имеем на 16 августа 1811 В Поджодино было12 дворов (на 2 двора меньше чем в 1795) и лишь 45 душ мужского пола – почти треть от того количества, зафиксированного 16 лет ранее в Поджодино, когда их было 118. А это уже говорило о реальном вымирании деревни, которой действительно скоро по факту и не стало. Но вот вопрос, который для меня оставался открытым – а где, собственно, находилась деревня Поджодино? Пересмотрев много карт конца 18го - начала 19го века, ни на одной из них Поджодино я не нашел, и долго пытался выяснить, где территориально же она находилась, предполагая тогда, что где-то между Судобовкой и Заречьем, т.е. примерно в районе нынешнего мкр. ГРЭС. Заметив мою статью, на этот счёт даже высказалась известный жодинский краевед Галина Анискевич, которая, в своей статье в газете «Жодзінскія навіны» https://zhodinonews.by/2021/01/15/gde-byla-derevnya-podzhodino/ рассказала, что как таковой, деревни и вовсе не было. По ее словам, Поджодино - это лишь часть Судобовки, и дома, которые, размещались вдоль дороги, ведущей из Судобовки в Жодино, в народе называли Поджодино. Подытожив, что «…Поджодино - это ни что иное, как улица Озерная в Судобовке» Не стал выяснять, на чём основывался вывод Галины Ивановны, но в нём меня крайне смущают 3 вещи. Если Поджодино это лишь часть Судобовки, называемая так в народе, а не отдельная деревня, то почему тогда в ревизии 1811, Поджодино учитывается именно как отдельный субъект? И почему жителей Поджодино, одних и тех же членов семей, в метрике конца 18го века, записывали то как из Поджодино, то как из Заречья и наоборот, но никак ни из Судобовки? И, главное, почему в итоге все эти поджодинцы оказались в Заречье, а не в Судобовке, если Поджодино, это по словам Галины Ивановны, лишь часть Судобовки? Так, к примеру, у моего далёкого родственника Осипа Пузанкевича и его жены Татьяны в 1780году рождается сын Григорий в Поджодино, а Фёдор в 1783 уже в Заречье. Как и все последующие дети Осипа. Но, при этом, и Фёдор и Григорий в 1811 числятся в Поджодино. Тоже, скажем, и у неоседлого крестьянина Малаха Ясинского, сын Ян и дочь Ефросинья рождаются в1789 и 1793 в Поджодино, а Аквилина в 1798 уже в Заречье. Но в 1811 Ян по-прежнему находится в Поджодино. Всё точно так же и с другими поджодинскими семьями, которые в итоге к началу 19-го века все оказались приписаны к Заречье. По этим фактам напрашивался вывод, что деревня Поджодино, просто постепенно сменило название на Заречье, как, скажем, в свое время, соседнее местечко Богуслав Поле на Жодин. Тем более, что данных о существовании ранее или во время бытия Поджодино рядом отдельно взятой деревни Заречье, я нигде не нашёл. Ну и, наконец, мои поиски увенчались успехом, я таки отыскал карту, где было указано Поджодино. Моя ошибка была лишь в том, что предполагал, что Поджодино было на берегу Плисы со стороны Судобовки, напротив Заречья, а оказалось, что оно находилось, на другом берегу (т.е. за рекой от Судобовки, отсюда и название Заречье) между нынешними улицами Советской и Фрунзе (а может, и включая ее), что, собственно, и сейчас является микрорайоном Заречье. Эта карта самого начала 19-го, т.к. д.Гора там отмечена как Заплисье, (так ее пытались переименовать как раз в то время, но не прижилось), а д.Заречье не указана и вовсе. Это подтверждает мой вывод о том, что никакой деревни Заречья тут раньше и не было, а возникла она лишь на месте деревни Поджодино. Правда, деревня на карте обозначена как Поджодинск, но суть дела не меняет, я встречал в метрике и название этой деревни и как Поджодин и как Поджодинка. Правда, есть версия жодинского историка Алеся Королева, озвученная в «Жодзінскіх хроніках», что эта деревня Заречье было еще в 16 веке, когда им владел Кшиштоф Радзивилл, и якобы есть запись о налогах, которые платили заречненцы. А так как в этом документе не упоминается Жодин, он сделал вывод, что поселение Заречье возникло еще раньше Богуслав Поля. Считаю такой вывод необоснованным, и здесь соглашусь с мнением сотрудника жодинского краеведческого музея С.Визнера, который в своей статье о Заречье, на сайте музея, правильно заметил, что деревень с таким названиях в местах от Смолевичей до Борисова было несколько. И с чего А.Королёв решил, что речь в документе шла именно об нашем Заречье? Сам этого не объяснил, т.к. не дал ссылку на источник информации. Я же, изучив метрические книги с 1745 и Жодинской и Уперевической церквей, лишь подтвердил свой вывод, что никакой деревни Заречья под Жодином даже в середине 18го века (уж не говоря про более ранний период) не было и в помине. А вот, скажем, около деревни Плиса, на противоположном берегу реки деревня Заречье действительно упоминается в инвентаре еще в 1643 (когда Богуслав только начали заселять первые жители), где сказано, что там было аж 48 дворов, на 13 больше, чем в 1621. А это значит, что то Заречье действительно старше Жодина. И скорее всего, речь шла как раз о нём в документе на который ссылался А.Королёв. Так же, согласно ревизии 1795, еще одна деревня Заречье находилась и в поместье Шпияны. В то время она насчитывала 16 дворов и 130 душ. Находилась за оз. Судобле в сторону Слободки и Забашевичей, и эту деревню уже видно на картах 1850, 1864 и 1868. Позже ее переименовали в Заручье, а в 1924 в ней было уже 44 двора и 256 человек. Кстати, на карте 1850 Заречье под Жодином обозначено буквой Ф – что значит фольварк. И тут возникает вопрос. Если название деревни Поджодино к концу 18го века переросло в Заречье, (хотя по ревизии 1811 деревня еще официально именуется Поджодино), то почему уже буквально через 12 лет, в 1823 году, при передачи Гливинского имения одному из сыновей Стефана Свиды – Петру, Заречье упоминается уже только как фольварк? Т.е. практически как хутор с усадьбой, и небольшим хозяйством. Куда же тогда делась целая деревня? Давайте разбираться.
Как я писал выше, по ревизии 1811года , в деревни Поджодино насчитывалось 12 дворов и принадлежали они 4-м семьям: Семашко -2 (в т.ч. Смольский) Смольские -3 ( в т.ч. Игнатович, Черепок, Панциковской) Ясинские – 2 Пузанкевичи –5 (в т.ч. Будько -1 , Астапкович – 1 и Жук – 1) Все они приходились родственниками моим прямым предкам по отцовской линии как по деду Пузанкевичам из Судобовки, так и по бабушке Тихановичам из Плисы, в той или иной степени родства. Поэтому я решил более основательно изучить их ветви и, самое главное, попытаться узнать, куда же делась в итоге деревня Поджодино (она же Поджодинка, она же Заречье) Кстати, по этой же ревизии, из 22 поджодинских неоседлых крестьян, записанных в 1795, через 16 лет остались лишь четверо - 23хлетний Василий Кондратьевич Будько, 21летний Ян Малахович Ясинский, 46летний Максим Федосеевич Смольский (с 3хлетним сыном Томашем) и 56летний Яков Федосов Игнатович. В 1800 к ним из Юшкевичей присоединился Андрей Савкович Корнилович с сыном Антоном. На 1811 им было 56 и 10 лет. Остальные из неоседлых, кто умер, кого забрали в рекруты, кого переселили. Примечательно и то, что больше ни о ком из вышеперечисленных в метрике не будет никаких упоминаний, кроме того что Яков Игнатович умрёт 9.12.1819 в Заречье
Как мы видим по фамилиям, жители Поджодино были в основном выходцами из Судобовки. Лишь Ясинские еще в 1750 упоминались как из Поджодино, раньше чем судобовские, но думаю, что и они тоже были родом из Судобовки. Помимо скупой информации в ревизии о составах семей, указанной лишь по мужской половине в, мне удалось восстановить более полную картину населения деревни к началу войны 1812го
| |
Просмотров: 340 | |
Всего комментариев: 0 | |